Эссе
2015 год, Внутреннее ощущение схватки
Р.С. Пименов
Одним из важнейших элементов в схватке является вход в зону противника.  Мне хочется привести как пример схватку Кобры с мангустом. Мангуст начинает входить в зону атаки кобры, и в этот момент кобра бросается, пытаясь укусить мангуста, мангуст молниеносно уходит с линии атаки кобры и вцепляется ей чуть ниже головы, начинает душить её и в конечном итоге убивает! Из всего вышесказанного хочу подчеркнуть, что вход и то, как ты принимаешь атаку, является одной из важнейших ступеней в развитие активности сознания!
Если я правильно понимаю, Внутренний стиль отличается от внешнего тем, что твоя задача не состоит в том, чтобы развить свою силу и укрепить тело так, чтобы оно стало пуленепробиваемым, а твоя цель состоит в том, чтобы побороть себя изнутри, увидеть, какой ты есть на самом деле, а не то, каким ты себя представляешь! Получается, что наша уязвимость и есть наша сила! Что задача состоит в том, чтобы стать более живым, гармоничным, чувствительным, развить в себе силу воли, преодолевая себя. Как говорил Лао Цзы: «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное». Задача - стать хозяином своего тела, а не его рабом! Свободный человек тот, кто может себе в чём-то отказать. Чтобы стать единым целым со своим телом, я думаю, надо выходить из зоны комфорта, заставлять тело делать то, что оно категорически не хочет. При этом оно каждый раз будет обманывать своего якобы хозяина самыми изощрёнными способами, и в этот момент обмана надо себя преодолевать. 
Когда начинается схватка, оба противника начинают сближаться и атаковать, и в момент атаки из-за неконтролируемого страха или из-за чрезмерной эмоциональности можно потерять контроль над ситуацией!  Если я правильно понимаю, в момент, когда мы входим в соперника с ударом и во время всей схватки, мы должны быть предельно сконцентрированы, собраны и в то же время расслаблены, активизироваться, контролировать всё вокруг, то, что происходит с нами, то, что мы делаем и пытаемся сделать. Побеждает, наверное, тот, кто лучше контролирует ситуацию и себя! Но, чтобы достичь такого самоконтроля, мне кажется, надо признать свои ошибки, свои страхи и начать бороться во время схватки с самим собой, а не с противником!
Часто бывает, что когда два человека начинают схватку и одновременно входят с ударом, то выигрывает тот, кто может переключиться с удара на защиту и блокировать.  Потому что он контролирует процесс, видит то, что с ним происходит, а не пытается забить противника градом ударов в неадекватном, неконтролируемым самим собой агрессивном состоянием.
Я считаю, что ярость во время схватки тоже полезна, но только тогда, когда ты можешь контролировать себя и свои действия, как бы превращая гнев в холоднокровие!
Я думаю, что во время схватки очень важно наносить сильные плотные удары, чтобы твой партнёр понимал, что схватка реальна и опасна, и что что-то надо делать, как бы просыпаться из обычной спячки. И только в такой реальной стрессовый ситуации человек начинает активизировать сознание и развиваться внутренне!
Но твой партнёр ни в коем случае не является твоим противником или врагом. Он, наоборот, помогает тебе бороться с самим собой - нанося сильный, плотный удар, создавая опасность, для того чтобы максимально активизироваться и вести схватку.
Одной из важных задач во время схватки является задача выполнить установку. Надо стараться максимально выполнять ту установку, которую тебе поставили. Если ты её не выполняешь - значит, ты находишься не в себе и не понимаешь, что происходит в схватке, не контролируешь себя.
Очень важно слышать все, что говорит ведущий схватки, особенно когда он останавливает или прерывает схватку, это говорит о присутствии.  
Мне кажется, что нельзя терять видение в схватке, нужно адекватно принимать удары, не отворачиваясь от них и не зажимаясь, и также, нанося удары, пытаться увидеть как можно больше и расслабляться в этом состоянии! Нанесённый соперником удар нужно блокировать в самый последний момент, для того чтобы развивать видение и свою чувствительность. Надо стараться как можно больше становиться открытым, а не закрываться и прятаться от проблем, когда ты признаёшь свои ошибки и свои страхи, комплексы, желание быть лучше, чем кто-то. Тогда ты начинаешь изменяться! Любая стрессовая ситуация меняет человека, но если он только не зажимается, не пытается придумать себе оправдание, а просто решает конфликт как это возможно.
Принимая удары в самый крайний момент, блокируя и уходя с линии атаки в сторону, ты признаешь, что ты уязвим, и заставляешь своё тело усилием воли и благодаря стрессовой ситуации активизироваться и реагировать на происходящий процесс!
Но только в плотной схватке ты находишься в реальности и можешь изменить себя, так как нет ничего более реального, чем схватка! В ней ты не можешь всё отложить на потом или оставить всё в прошлом - в схватке ты живёшь только настоящим!
2014 год, Эссе по фильму Горько 2013
Ю.Тарбеев
Фильм “Горько” относится к жанру комедия. Согласно Аристотелю, комедия есть “подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде”. Неосознанно возникает вопрос - готов ли я посмотреть на себя, на свою жизнь со стороны, в контексте комедии? Быть может наша серьезность, есть просто страх узнать в себе “маленького человека”? Насколько ты правдив по отношению к себе и насколько сильна твоя воля? Чему ты на самом деле противишься, а перед чем покорно склоняешь голову? Увидеть, что выживание стало главным условием существования. Это фильм обо мне.
В образе Наташи мы подсознательно проживаем трагедию заблудшей человеческой души, и ее блуждания в лабиринте. Данный лабиринт мы строим сами, это наши страхи, страсти, наш характер, наши увлечения, в том числе и творческие, пережитый опыт. Мы сами построили себе стену, отделяющую нас от реальности, из метафизики, из предрассудков, из собственной духовной слабости. Наташу угнетает ее бытие. Несмотря на стабильное, безбедное существование, она не чувствует себя счастливой. Она живет в царстве “дракона” (Бориса Ивановича), отчима Наташи, в мире “понятий советской эпохи”. Борис Иванович проживает как минимум две жизни. Его истинная жизнь осталась в прошлом, в армии, в ВДВ. В другой своей жизни Борис Иванович городской чиновник. Его отношение к Наташиной свадьбе характеризуют, следующие его слова - ”Мне важно перед людьми красиво выступить, а крабом .. c похмелья”.
Наташа обладает желанием жить и волей к жизни. Ей не безразлична ее судьба. Она не желает быть просто зрителем. Она бурлит переживаниями, но бурление ее лишь рябь на воде, ее поиски направлены не вглубь, а в сторону. Она стремится к свободе - быть свободным человеком в свободной стихии. Ее фантазии рисуют сказочный водный мир, где она предстает мифологическим персонажем - русалкой*. Страсть имеет женскую природу и в общем матриархальном контексте общества, картина логически складывается в систему. Мы живем в мире страстей. Нами управляют страсти. Страсть всегда имеет целью некий объект. Так и мы в отношениях с людьми, миром, видим только конечную цель. Нас не интересуют отношения. Есть я, и есть цель как объект. Мир явлений сужается до точки. Страсть - лекарство против инерции, поскольку действует мгновенно, но это не означает, что страсть должна стать господином. Быть свободным от одержимости страстью отличает натуру благородную от чандалы.
*(Русалка – являлась “заложным покойником‟, утопленницей, душой погибшего неестественной смертью человека, обычно молодой женщины, некрещѐной девушки)
Конфликт, переживаемый Наташей не просто конфликт двух эпох, отцов и детей, будущего и прошлого. Наташа смотрит с презрением на уходящее и современное поколения (родственники и друзья Романа, подруги Наташи). Она болезненно воспринимает проявления: пьянства, вульгарного поведения, пошлости, безволия в вопросах своей судьбы. Речь бабули о борьбе с глистами, в которых бабуля видит причину всех бед, для Наташи звучит бесконечно долго. Она мечтает жить среди других людей, в другом мире. Как некий гимн звучат слова песни, которую Наташа поет на “девичнике” - “Только б узнать, как убежать Мне в этот мир”. Почему нам все это понятно и знакомо? Мы также живем в иллюзиях, не желая принимать реальность. Мы робчем. В выдуманном нами мире царит покой и безмятежность. Как это похоже на царство мертвых? Но мы не хотим этого замечать, ведь в нашем, персональном мире, мы центр мироздания. Итак, мы подсознательно в погоне за красивой иллюзией. Нас мало интересует, что есть еще жизнь истинная, жизнь вечная, но наш калейдоскоп нам так дорог, что мы не в силах от него оторваться. Одним из ключевых эпизодов фильма, является побег молодых со своей свадьбы. Здесь есть непроизвольная аналогия, с тем как человек пытается убежать сам от себя, и как этот побег кончается горьким разочарованием. В фильме, видимо не случайно есть эпизод, где Роман (жених), сравнивает Семена (начальник Наташи) со сказочным персонажем “Оле Лукойе”.
“Оле Лукойе (дат. OleLukoie - букв. «Оле закрой глазки») - герой сказки Х.К.Андерсена «Оле- Лукойе» (1849). В основе образа - предания о божестве, усыпляющем малышей. У Андерсена этот образ распадается на два, и обоих зовут О.-Л. У Оле Лукойе есть брат, которого зовут так же, но ещѐ у него есть второе имя — Смерть”.
И если первые минуты после “побега” молодым кажется, что они попали в сказку, то дальнейшие события четко ассоциируются у Наташи с “царством теней”. Люди – призраки, уродливая музыка с нецензурными выражениями на английском. И уже дальнейшие переживания Наташи, когда появляются ее родственники и ее обман становится очевидным, связаны с тем, чтобы не остаться в этом царстве навсегда. В автобусе она просит своих родственников простить ее. Она одевает старомодные сережки, подаренные ей родителями Романа, и начинает петь про себя, про свою жизнь, как бы из глубины души – “Сколько времени не виделись с тобой, может год, а может целые века? … Я пришёл к тебе из позабытых снов, как приходят в свою гавань корабли”. Она вдруг ощущает себя, свою связь со всем миром, когда человек не ищет лучшей жизни и не защищается от невзгод, когда приходит внутренне ощущение, что как бы макушка дерева не стремилась ввысь, силу свою она берет от земли. В своей основе наш характер, как набор врождённых качеств, сформировался не нами, и поменять его абсолютно не тривиальная задача. Чем выше поднимается макушка, тем глубже должны уходят корни. Отрицая свои истоки, мы теряем связь с реальным миром, и все самые высокие устремления будут в лучшем случае беспочвенными фантазиями. Если мы хотим изменений, трансформации, нужно научиться принимать себя, свою ситуацию. Не секрет, что человек знает самого себя хуже всего. Вблизи, много не увидишь. Нужно научиться отдаляться от самого себя, от своих проблем, своих эмоций, переживаний. Возлюбить в себе “дальнего” (свободного от страстей).
Отдельного внимания заслуживает внимания эпизод, когда Борис Иванович в автобусе сначала обнимает Наташу, а потом протягивает руку Алексею (брату Романа), стрелявшему в него на пляже. Наташа и Роман поступили по крайне мере подло, продав машину, подаренную Борисом Ивановичем от лица всех родственников. Алексей в порыве зависти к своему брату, делая вид, что готов его убить, случайно ранит Бориса Ивановича в ногу. Роман, бьет Бориса Ивановича, реабилитируясь в собственных глазах за свою беспомощность перед невестой. Но вместо озлобленности, мстительности Борис Иванович радуется тому, что он смог уберечь стрелявшего в него от тюрьмы, заново обрел дочь. Удивительна русская душа. Она способна как океан принять все, забывая оскорбления и подлость. В этом ее сила.
В конце фильма, на пристани, Роман говорит Наташе: “Ну и ладно, что не по сценарию”. Почему “молодые” счастливы, что все не по сценарию? Что значит для нас сценарий? Не ещё ли одну психологическую преграду от Истинной жизни. Насколько ты открыт миру, чтобы жить вне шаблонов и заученных связок. А не в те ли минуты мы и живем, когда испытываем боль? Жить предсказуемо – не жить вообще. Человек живет в прошлом или будущем, в мечтах, или обидах,“ только не сейчас”.
В заключение я хочу сказать, что наша трансформация не возможна без переоценки ценностей. Нужно разбить свой калейдоскоп. Наша война - война духовная. Наш враг - все, что меня отравляет во всяком смысле. Зло не есть что-то внешнее, с чем можно раз и навсегда покончить, зло во мне. Наша цель - иметь мужество все, что не встречается, обращать себе во благо. Благо в духовном, надчеловеческом смысле.