Организация тренировок по обучению Гошу
Г.С.Синицкий
Гошу (сокращение от Чжунго Цюаньшу - пер. Воинское Искусство Китая) представляет собой уникальную систему духовного и физического развития с использованием традиционных методов воинского искусства, даосских, конфуцианских и буддистских религиозно- философских учений и китайской традиционной медицины.
Нашей целью является обучение тем методикам и практикам, которые, на наш взгляд, наиболее соответствуют общему развитию личности в современном обществе. В этом отношении мы выделяем три аспекта физический, психологический и духовно-мировоззренческий. Все эти аспекты тесно связаны между собой и, так или иначе, присутствуют во всех элементах тренировок. Не ставя перед собой задачи следования какой-либо идеологии или религии, но изучая и практикуя общее развитие личности, мы, тем не менее, применяем традиционные методы духовного и физического совершенства именно китайских школ воинского искусства. Конечную цель определяет сам практикующий. Эти занятия помогут как буддисту, так и христианину или мусульманину.
Учебный процесс в целом зависит не только от того, сколько времени может уделить этому занимающийся, или от его способностей, но и от конечной цели. Одного интересует только физическое здоровье или самооборона, другого, в первую очередь, проблемы духовного развития, а кто-то решает проблемы стресса жизни в современном обществе и трудностей общения с окружающими. Как тут быть?
Не все могут себе позволить заниматься в полном объеме по причинам занятости и недостатка времени. Лучше всего определить приоритеты и сосредоточится на главном для вас.
Я постараюсь описать некоторые части обучения и варианты приоритетов.
Физическая подготовка
1. Изучения комплекса цигун Комплекс дыхательных упражнений, выполняемых на месте для повышения общей энергетики тела. Создание общей базы для дальнейшего развития организма. Дыхательные упражнения в движении.
1а. Как приоритетное направление – изучение «выравнивания». Такая методика включает в себя работу над формированием «правильной» формы практически всего скелета человека, и в первую очередь, позвоночника. Это не инвазийная техника, а детальная работа «изнутри». Мы помогаем своему организму принимать оптимальную форму. Выравнивание требует времени и упорства. Однако совершенно нобходимо для успешной работы в нэйгун и чжань чжуан.
2. Техника и практика «толчков» Состоит из приемов выведения партнера из равновесия. Проводится как на месте, так и в движении. Помогает в выработке общего баланса тела и определяет как уровень энергетики, так и гармонию организма практикующего в целом.
2а. Как приоритет – изучение циннашу Это – овладение теорией и практикой ведения схватки с применением воздействия на суставы, сухожилия и болевые точки партнера. Включает в себя также болевые захваты, толчки и удушения. Прекрасное средство самообороны, способствует правильной растяжке суставов, мышц и сухожилий.
2б. Приоритет – полно контактные схватки с применением как ударной так и любой другой техники В настоящее время в нашей школе такие тренировки ведутся только для мужчин.
На чемпионатах Гошу схватки проводятся с неограниченным по силе удара контактом, в легких перчатках, с легким пластиковым шлемом и защитой для паха. Запрещены удары в пах, глаза, затылок, позвоночник. Это отход от традиционных правил, по которым указанных запретов не было. Бои велись на платформе и вмешательство рефери было очень ограничено или вообще устранено. Бои проводились на высоких платформах. В настоящее время платформы невысокие – около одного метра, рефери может останавливать схватку по своему усмотрению и, кроме того, в некоторых странах некоторые приемы запрещены администрацией, например, удары локтями в голову.
В нашей школе, в зависимости от подготовки учеников, могут применяться защитные средства на руки, грудь, пах и голову. Разрешены захваты за горло и за пах. В настоящее время удары в пах не допускаются. Для сравнения могу привести следующий факт по организации соревнований внутри конкретной школы. В школе Нам Ва Бай, где я тренировался в 1976 году (Сингапур), не было никаких ограничений в схватках, запрещены были также любые защитные приспособления, судья не прерывал поединка, очки не считались, победой считалось только явное преимущество или нокаут. Тем не менее, для женщин и детей защитная экипировка была обязательной, за очень редким исключением.
Что могут дать такие занятия?
Потенциальные результаты зависят от воли и способностей каждого обучающегося и его умения установить правильные отношения в группе. Большое значение имеет способность отказаться от уже сложившихся стереотипов в усвоении техники исполнения, понимания основных принципов функционирования нашего организма и способов саморегуляции своего поведения. Узнать что-то действительно новое и существенное, т.е. не просто получить некую информацию, а приобрести реальное знание, в моем понимании, означает способность непосредственного восприятия какого-либо факта или явления. Если подобное восприятие не лишено предвзятости или скрытой мотивации, то оно не может быть истинным знанием. Нельзя заполнить то, что уже чем-то заполнено.
Наша школа – школа «внутреннего» направления, акцент делается не на развитии физической силы, скорости и выносливости, а на развитие энергетики, психических факторов саморегуляции – например активному присутствию нашего сознания в момент исполнения элементов цигун или толчков. О других принципах, таких как развитие чувствительности, способности полностью расслабляться и т.п. сложно говорить без реальной демонстрации и практики. Понимание приходит со временем.
Что это может дать в повседневной жизни?
Цигун, а в дальнейшем нэйгун, чжань чжуан и др. значительно улучшает здоровье, повышает иммунную устойчивость организма, способствует долголетию в пределах совершенно немыслимых для сознания западного человека, а главное – дает более активное восприятие самого жизненного процесса. Это означает совершенно иной уровень «проживания» того материала, который мы называем повседневностью.
Выравнивание - довольно сложный и относительно длительный процесс, если только не начинать его с самого рождения. Он очень индивидуален. Сейчас это скорее перспектива чем возможность. Это важнейшая часть достижения долголетия.
Толчки дают уникальную возможность близкого контакта с партнером. Правильно поставленные тренировки дают эффект на порядок выше любой групповой терапии и позволяют узнать многое о себе в контексте критических ситуаций. Вы обучаетесь видеть, например, агрессию в чистом виде, получаете возможность различать все ее варианты и подтексты. Но ведь и каждые деловые переговоры в той или иной мере несут в себе агрессию, как противостояние интересов двух сторон. Тот, кто этого не видит, не может понять сути происходящего и неизбежно проиграет в дальнейшем. Если же вам приходится регулярно «противостоять» различным партнерам в ситуации поединка на тренировке, то вы неминуемо будете более уверенно чувствовать себя как на переговорах, так и на сцене перед большой аудиторией или выступая на совете директоров. Вы привыкните ясно видеть ситуацию в целом и все возможные варианты принятия оптимальных решений.
Вывод: в поединке (толчки или полный контакт) должен присутствовать интеллектуальный и эмоциональный аспекты как неотъемлемый фактор саморазвития.
А как насчет духовности (этики для материалистов)?
Когда человек подавляет в себе агрессию (это плохо, некрасиво, наказуемо), то он не снимает и не уничтожает ее. Он загоняет ее в подсознание. И она будет требовать разрядки в неожиданных припадках жестокости и насилия, как например, в «дорожных войнах», а с другой стороны, в приступах малодушия и «поведения жертвы», как обратной стороны агрессии.
Ясное, непредвзятое видение ситуации проведения схватки дает возможность решать эту проблему в самом моменте ее проявления. Это часть науки о себе. Может мы действительно рождены для того, чтобы переделывать и совершенствовать, в первую очередь, самих себя, а не свое окружение (жену, детей, социальную справедливость в нашем обществе или климат в Арктике)? При таком подходе мы начинаем видеть и в партнерах по схваткам не просто объекты для тренировок, этакую самодвижущуюся мишень, а нечто одушевленное, имеющее некую сущность, т.е. наделенное бесконечностью и способностью к самосовершенству.
Схватка, как элемент саморазвития, вырывает нас из тенденции /склонности к интравертности, присущей, скажем, йоге. Недаром практика дхьяны, зародившись в Индии, прошла интересную эволюцию в Китае, став школой Чань, и соединившись с Воинским искусством, в дальнейшем достигла своего апогея в средневековой Японии. Именно как учение Дзэн, она стала чуть ли не атрибутом самурайской духовной практики – уравновесилась гармонией экстравертности. В наше время Дзэн разошелся по всей планете и даже вернулся в Индию, только в измененном Облике.
Подводя итог сказанному, хочу выделить, как главную особенность предлагаемых тренировок, способность универсального развития личности исходя из ее собственных духовных потребностей.
Это – позиция противоположная спорту. Спортсмен, впрочем как и солдат, ориентирован на победу над противником, готовит себя для соревнования (это его цель), ему надо доказать свое превосходство, завоевать первое место, получить медаль, впечатлить своими достижениями публику, получить пояс определенного цвета и т. п. Он тоже развивается, но совершенно в другой плоскости. Его развитие идет в категориях спортивной злости, командного духа, гордости своими успехами. Одним словом проникается духом и идеологией шоу бизнеса. Это развитие вовне, в сторону периферии нашего сознания.
Но нам все это не нужно категорически. Мы не хотим никого впечатлять и искать признания и одобрения. Мы стремимся двигаться от переферии к центру. Наша цель скромная – познать себя, освободится от разного рода зависимостей – тщеславия и невежества, почувствовать что такое быть свободным и познакомится с тем в нас, чего мы от себя никак не ожидаем.